18.01.2019
Как же прекрасны длинные праздники! Особенно после напряженного конца года и предновогодней гонки с завершением проектов, подготовкой отчетности, версткой бюджета и покупкой подарков. Как не допустить прокрастинации в самом начале года?
В последнее время приобрело популярность выражение: «Ваше «надо» — это чье-то «хочу»». Очень любят его представители поколения Y, прокачанные на тренингах по осознанности и целеполаганию. Но оно не истина в последней инстанции. Все люди разные: и для кого-то «хочу» не является сильным словом-мотиватором. Оно может, наоборот, расхолаживать и бессознательно восприниматься как блажь. Для такого человека скорее сработает «надо». Оно внутренне настраивает, мобилизует и собирает человека: «Надо, Вася, надо!» А от настроя многое зависит.
Когда Эрнан Кортес в 1519 году высадился у берегов Юкатана, он сжег свои корабли, чтобы не возникло искушения вернуться. Поэтому для людей с мотивацией «надо» хорошо сработают дедлайны, жесткие обязательства, ситуации, когда есть ответственность перед другими людьми. Руководствуясь «надо» как внутренним моральным принципом, такие люди довольно легко выходят на работу, скажем, второго января или на внеурочное дежурство в Рождество. Быстро вернуть таких людей в строй (кстати, эта «военная» метафора как раз и характеризует человека долженствования) может назначенная на первый день после праздников важная встреча, данное клиентам или коллегам обещание, старт нового курса, где от человека требуется полная вовлеченность. Помните старый «Ералаш», когда мальчишку обучали играть в футбол «по бразильской системе», поставив его в ворота, за которыми находилась стеклянная витрина? В общем, отступать некуда — соберись и держи удар.
У людей с мотивацией «хочу» совсем другая история. Их глаголы долженствования будут только демотивировать и раздражать. Таким людям важно найти что-то такое, почему бы им захотелось отправиться на работу после праздников. Например, купить на каникулах обновки, которые можно будет продемонстрировать в офисе. Договориться с коллегами на дружеский обед в первый рабочий день, чтобы обменяться впечатлениями об отдыхе. А если говорить о характере самой работы, то на посленовогодние праздники лучше всего запланировать что-то интересное и увлекательное, вызывающее радостное предвкушение и прилив энергии и энтузиазма. Например, мы с коллегами вместо обычных бизнесовых программ запланировали на первые дни после каникул запуск курса по исполнению желаний и реализации задуманного. Это нас невероятно вдохновляет и примиряет с тем, что каникулы довольно быстро пролетят. Не во всех профессиях такое, к сожалению, в принципе возможно. Но, по крайней мере, можно так организовать свои рабочие задачи, чтобы не столкнуться с самыми сложными и неприятными в первые дни после каникул. Дать себе возможность плавно войти в рабочий ритм. Хотя специалисты по тайм-менеджменту и советуют «съедать лягушку на завтрак» («лягушка» — это самое неприятное дело, которое люди обычно откладывают на потом вне зависимости от календаря). Но, как мне кажется, в начале года от этого правила можно и отступить. Важно понимать, какие «лягушки» вас ожидают, присматриваться к ним, но при этом разрешить себе более щадящую и деликатную «диету» в самые первые дни после каникул.
Источник: http://www.forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/370731-novogodniy-sindrom-kak-vernutsya-v-stroy-posle-zatyanuvshihsya?fbclid=IwAR3IngF5OGksIuSBAmg_zyu5xFyjRQ0hFzzfrXFC_qrAu-YuHAEGwcW5DFI&from_alt_domain=1