Кому не стоит идти работать в крупную компанию


Большая или маленькая? Какая она — компания мечты, в которой вам будет проще реализоваться как профессионалу и комфортнее существовать как человеку? Разбираемся, почему крупные компании — земля обетованная для одних и сущий ад для других и кому не стоит нацеливаться на карьеру в них.
Что не так с крупными компаниями

Большие компании хороши своей престижностью, стабильностью, четкими перспективами карьерного и профессионального развития, внятными ожиданиями по отношению к сотрудникам. Но у любой медали есть обратная сторона.

Начинала я в 1997 году в маленькой компании. Как и многие коллеги, выполняла не только функционал своей непосредственной должности, но и множество побочных функций — это позволяло быстро учиться. Руководство было буквально на расстоянии вытянутой руки. После такой «семейной» компании я перешла в первую свою «большую» компанию — «Русьимпорт», один из лидеров среди дистрибьюторов алкогольного рынка. Там была вынуждена перестраиваться на новый формат: следовать жесткому регламенту, соблюдать иерархию, с боем доносить до руководства любые идеи, долго дожидаться решения по ним. После череды крупных и мелких компаний я вновь работаю в крупной: лично для себя решила, что я эффективнее именно в такой. Но не всем этот формат подходит.

Лариса Герасимова, руководитель отдела маркетинга группы компаний «КиН»


Эксперты рынка труда и опытные соискатели выделяют следующие особенности крупных компаний:

  • бюрократия — множество процедур и регламентов, которые обеспечивают лучшую управляемость, но могут замедлять работу;
  • формализм и четкая система координат — разделение функций между подразделениями и сотрудниками, узкие участки работы, строгая иерархия;
  • отсутствие динамики — долгое решение вопросов, высокая конкуренция между сотрудниками и медленный карьерный рост;
  • деперсонализация — большая дистанция между рядовыми сотрудниками и руководством, невнимание к личным качествам и способностям рядовых сотрудников, быстрая замена в случае ухода, отсутствие понимания того, как работа влияет на результат.
Для одних работа в крупной компании — это стабильность и предсказуемое будущее. Другие же в силу личных особенностей будут страдать комплексом «винтика» в огромной корпоративной машине.

Вам это не подходит, если...

Вы творческий, свободомыслящий человек

Вы раздражают четкие стандарты, регламенты и правила буквально на любой случай. Вы не готовы делать одно и то же минимум два-три года и составлять об этом подробные отчеты. Вы ненавидите бестолковые совещания, где переливают из пустого в порожнее, слушают высокопарные выступления руководства или повторяют то, что вы уже и так знаете. Вы готовы притвориться больным — лишь бы не участвовать в ненавистных тимбилдингах и корпоративах. В крупной компании рано или поздно к вам придет чувство, будто вы находитесь в клетке.

Вами движет интерес

Вы не ограничиваете свою работу рамками отдела, в котором числитесь. Даже во время болезни и в отпуске не мыслите категориями вроде «это не моя должностная обязанность». Возможно, вы не до конца уверены, что работаете по призванию, поэтому готовы к экспериментам: приветствуете любой интересный опыт, стремитесь как можно скорее приобрести новые навыки. В крупной компании вам довольно скоро станет скучно.

Вы мечтаете о карьерном взлете

Если вас не переманили из другой компании и речь идет не о топовых позициях, то будьте готовы к тому, что много вам не предложат. Уровень дохода может быть даже ниже, чем в среднем по рынку. Объясняется это тем, что, кроме зарплаты, вы получаете возможность «прикоснуться к великому», стать частью компании с именем — в общем, должны быть благодарны за честь, что вас позвали на борт.

Что до повышения, в крупных компаниях карьерная лестница весьма многоуровневая из-за разветвленной структуры и повышение можно ждать годами. А с приходом нового руководства (смена команд — неотъемлемая часть жизни в крупных компаниях) придется доказывать свою ценность с нуля или уходить за бывшим начальником.

Екатерина Бевзо, руководитель проектов рекрутинговой компании Cornerstone

Вам необходимо личное признание

Вы не согласны ощущать себя винтиком в системе: если ваши успехи и даже неудачи не замечают, то мотивация к работе быстро угасает. Вообще-то вы готовы действовать самостоятельно и брать ответственность — при условии что за результат хвалить будут именно вас. Кроме того, вам важно ощущать смысл своей работы, верить, что без вас что-то, пусть даже незначительное, может развалиться. В крупной компании есть риск вообразить, что смысла в работе нет, — и тогда вы неизбежно выгорите.

Вы воспринимаете коллег как вторую семью

Вы привыкли делиться с коллегами сложностями адаптации ребенка в детском саду и приносить по пятницам пироги на «дегустации». Вы уверены, что коллега прикроет ваш тыл, потому что готовы сделать то же в ответ. И вы быстро разочаруетесь в людях, работая в крупной компании: до трети времени у сотрудников будет уходить на интриги — перекидывание задач между отделами, выбивание бюджета, поиски виноватых. Вообще же в крупной компании, где высока конкуренция, а горизонтальная и вертикальная ротация кадров происходит часто, трудно сформировать устойчивые дружеские связи. Вы быстро почувствуете себя одинокими.

Вместо вывода

Прокомментирую со стороны работодателя малой компании. К нам часто приходят на собеседование люди из крупных компаний. Казалось бы, зачем? Престиж, соцпакет… Дело, по-моему, в психологии. Есть те, кому сложнее других мириться с тем, что от их личных решений мало что зависит. Для таких людей справиться с задачей самостоятельно и способом, который они сами придумали, настолько важно, что они испытывают стресс, когда не имеют такой возможности.

Вспомните, удавалось ли вам следовать правилам во время обучения в школе и вузе, любили ли вы ездить в летние лагеря. Если да — смело идите в крупную компанию. Но если ваш дневник был полон замечаний по поведению (как у меня) и вам трудно было писать сочинение по плану — задумайтесь: возможно, вы будете успешнее в небольшой компании, где сможете проявить себя, добиться бóльших успехов и чувствовать себя по-настоящему реализованным.

Анжела Янковская, основатель и главный художник «Мастерской "Ангел"», швейного производства карнавальных костюмов для детских садов


Источник: prosto.rabota.ru