Какие маркетологи не остались без работы в 2020 году и будут востребованы
Елена Гороховатская, директор практики «Маркетинг» кадрового агентства Cornerstone, рассказывает кого хочет видеть бизнес на таких должностях.
В кризисных ситуациях стратегическое значение маркетинга обычно растет. Соответственно повышается спрос на специалистов и руководителей на рынке труда. Однако новый бизнес-сезон стартовал не как обычно. Многие компании в начале года предприняли шаги по реструктуризации отделов маркетинга, отменили или заморозили проекты, на которые были приглашены топовые специалисты. В итоге сейчас сейчас на рынке спрос на руководителей по маркетингу не превышает предложение. При этом потребность в профессиональных маркетологах у компаний из списка РБК 500 никуда не исчезла. Скорее - сместились акценты и изменились стратегические задачи бизнеса. Но как именно?

Реструктуризация и оптимизация

С наступлением кризиса многие компании из списка РБК 500 пошли следующим путем:
  • реструктуризировали и сократили количество сотрудников отделов маркетинга;
  • выделили ключевые направления и должности, которые будут решать маркетинговые задачи (например, типичная ситуация: обязанности младших специалистов передаются средним).
Кого сейчас ищут компании из списка РБК 500 на маркетинговые позиции? Востребованы руководители следующих уровней:

  • вице-президент по маркетингу;
  • директор по стратегическому маркетингу;
  • руководитель по оперативному и стратегическому маркетингу.
Это люди, которые не обязательно возглавляют большие департаменты, но их роль и деятельность отражаются на всем бизнесе. В этом случае граница несколько размывается, поэтому можно говорить, что грейд руководителя среднего звена может соответствовать грейду топ-менеджера.
Некоторые компании выделяют отдельные подразделения, которые занимаются стратегическим маркетингом. Чаще всего им ставятся задачи по разработке новой рыночной стратегии на изменившемся рынке.

Hard и Soft Skills

Если говорить о необходимых hard skills кандидатов на позиции руководителей по маркетингу, то крупные компании интересует:
  • опыт в инновационном маркетинге;
  • диджитал-экспертиза, особенно для новых должностей.
Две самых важных составляющих успешного кандидата:
  • опыт по формированию новой стратегии;
  • опыт выхода на новые рынки, то есть большой международный кругозор.

Актуальные soft-skills включают:
  • обязательное владение agile в управлении;
  • диджитал-экспертиза;
  • иностранные языки;
  • умение работать с распределенной командой;
  • умение грамотно предлагать и отстаивать свою точку зрения;
  • приветствуется аналитический склад ума.
Отраслевой подход меняется на экспертный

Компании готовы рассматривать специалистов не из своей отрасли или со смежным отраслевым опытом, если есть успешные результаты. В качестве примеров можно привести;
  • крупный химический концерн, который сознательно искал кандидата с опытом в FMCG;
  • отдел маркетинга крупной авиакомпании пригласили человека из отрасли розничных банков.
Сейчас рано говорить, что Challenge approach (гибкий подход к подбору) широко распространен, однако он стал встречаться чаще. Если раньше это было редкостью, то сейчас b2b-компании, например, часто останавливают выбор на кандидатах с опытом в b2c. Все зависит от того, насколько компания готова рисковать. В России распространена практика найма руководителей с рынка. Однако все чаще мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда в одном конкурсе рассматриваются внутренние и внешние кандидаты, что для рынка не совсем типично. У нас, например, был пример, когда изучив кандидатов с рынка, очень грамотных и профессиональных, компания все-же сделала выбор в пользу внутреннего кандидата. Это можно объяснить тем, что бизнес считает затраты на поиск специалистов серьезными издержками, и таким образом идут в сторону оптимизации расходов.

Дисбаланс на рынке труда

В текущих условиях многие кандидаты проявляют гораздо большую гибкость в плане зарплаты и компенсаций, чем раньше. Однако есть достаточно большой пул "спящих" высококвалифицированных кандидатов, находящихся в поиске, но ожидающих адекватного предложения. Они не готовы рисковать, поскольку заинтересованы в стабильной и долгосрочной работе. Такие специалисты имеют высокую самооценку и реже готовы снижать размер компенсации, когда принимают новое предложению. Кто-то в свободном поиске пишет книги, кто-то читает лекции и преподает, кто-то занимается консалтингом, кто-то берется за проектную работу, чтобы не потерять профессиональный уровень.
Спрос на проектную работу, кстати, есть. Это обусловлено стремлением компаний оптимизировать собственные издержки и ресурсы. В маркетинге зачастую можно ограничится определенным периодом для выстраивания стратегии и сопутствующей поддержки.

Рынок в долгосрочной перспективе

После завершения кризиса рост будет ждать те компании, которые не боятся дополнительных инвестиций именно в маркетинг. Однако пока, до окончания кризисных явлений в экономике, то есть, скорее всего до весны следующего года, спрос будет низким. Поэтому топ-менеджерам в области маркетинга важно оставаться видимыми, четко позиционировать свои ожидания на рынке и обозначать их перед перед потенциальным работодателем, напоминать о себе консалтинговым агентствам, даже если это сулит длительный период ожидания. Сейчас для многих тяжелый период, но это не снижает уровень профессиональной значимости и ценности для будущих работодателей.

Автор: Елена Гороховатская, директор практики "Marketing", "Advertising", "PR", "Media" Cornerstone