Усиление роли IT в жилой недвижимости
Девелоперский бизнес и смежный с ним строительный бизнес на этапе становления были очень доходными, цены не недвижимость росли, спрос сильно превышал предложение, но ситуация постепенно менялась.

Различные кризисы, рост цен на иностранные строительные материалы и оборудование, усиление административного регулирования, усиление конкуренции, рост объемов возводимого жилья… В такой ситуации только количество квадратных метров, сдаваемых в срок, уже перестало играть решающую роль. Запросы покупателей прогрессировали в сторону потребности в большем комфорте. На фоне этого стала добавляться различная инфраструктура, появились квартиры с готовой отделкой и многие другие «бонусы». Но и это со временем стало определенным стандартом и перестало удивлять.

Работая плотно в девелоперском бизнесе и находясь внутри очередного витка кризиса, мы видим, как зарождается и развивается новая тенденция в девелопменте.

Покупатель хочет получить не просто квадратные метры бетона, а комфортную среду обитания, где он сможет управлять большинством процессов со своего смартфона. А девелоперским компаниям нужно искать новые более технологичные пути сокращения своих расходов, повышения эффективности, увеличения продаж и продуктивности коммуникаций со своими клиентами и жителями построенных домов. В этих условиях роль цифровизации возрастает для всех процессов в недвижимости, как внутри самих компаний, так и в сфере внешних взаимодействий.

Все началось с внедрения комплексных систем хранения и систематизации массивов документов и постепенно переросло в целый комплекс трендов развития.

1. Рабочие процессы внутри компании:


  • Все большая стандартизация и автоматизация проектирования, внедрение BIM-систем и создание на их базе индивидуально настроенных стандартов проектирования для каждой компании;
  • Введение полностью цифровых тендерных процедур и системы цифровых смет с электронным подтверждением выполненных объемов;
  • Создание системы удаленной работы штатных сотрудников;
  • Привлечение сторонних подрядчиков, специалистов и экспертов со всего мира и контроль их работы через цифровые средства связи.
2. Маркетинг, продажи и взаимодействие с покупателями:
  • Совершенные CRM-системы, позволяющие максимально эффективно управлять продажами и сохранять максимум клиентов;
  • Работа с большими объемами данных по выявлению потенциальных покупателей и привлечение их через рекламу на цифровых площадках;
  • Мобильные приложения для покупателей, повышающие эффективность взаимодействия на всех этапах продажи;
  • Онлайн-проведение всего цикла, связанного с продажей: оплата, оформление документов, одобрение и получение ипотеки.
3. Эксплуатация проданных объектов:
  • CRM-системы, в которых хранится информации о жителях;
  • Мобильные приложения, помогающие управляющей компании облегчить и ускорить общение с жителями, собрать плату за коммунальные услуги и устранить технических неполадки;
  • Внедрение системы «умный дом» и создание смарт-среды обитания, охватывающей весь объект недвижимости.

В такой ситуации IT-директор из начальника специалистов, следивших за работоспособностью оборудования в офисе, превратился в важнейшего топ-менеджера, занимающего одну из ключевых позиций в компании.

Усиление роли IT-директора подтверждает и тенденция по «переманиванию» специалистов из других отраслей бизнеса, где IT уже долгое время уделяется значительно больше внимания. За последние 2 года 3 компании из топ-10 девелоперов наняли ИТ-директоров из банков и финансовых корпораций. Многие организации также задумались, насколько силен их ИТ-директор и соответствует ли он новым вызовам, которые сейчас стоят перед строительными компаниями.

Также существует конкуренция за привлечение руководителей проектов и целых команд по разработке, иногда составляющих десятки специалистов. Причем в данном случае передовые девелоперы конкурируют уже, скорее, не между собой, а с крупными игроками IT-бизнеса. Например, с такими как Yandex или Mail Group.

Сейчас команда Cornerstone ведет несколько проектов по поиску IT-директоров и целого ряда специалистов в сфере недвижимости. Общаясь с огромным количеством высокопрофессиональных представителей информационных технологий, работающих в разных сферах бизнеса, мы можем уверенно сказать: роль ИТ в недвижимости будет возрастать, а конкуренция за «светлые головы» в этой области только усилится.

В этих новых условиях мы рады отметить тенденцию увеличения объема рынка IT-позиций в недвижимости и количество успешно закрытых вакансий командой нашего IT-департамента, имеющей глубокую специализацию и накопившей большую экспертизу в данной области.

Какие бы сюрпризы нас ни ждали, чтобы ни готовил нам день грядущий, дружная команда Cornerstone уверенна: будущее за компаниями, способными максимально быстро и эффективно внедрять новейшие технологии в реальную жизнь и объединять лучших профессионалов рынка в успешные, эффективные команды.

Мы искренне рады помогать компаниям в решении этих сложных, но интересных задач, и быть на передовом крае современных технологий и развития рынка недвижимости в целом.


Кирилл Молоков
Директор департамента Недвижимость и Строительство