Как российские компании регламентируют поведение сотрудников в соцсетях


Есть компании, которые поощряют своих сотрудников на то, чтобы вести соцсети. Противоположность — полный запрет. Между двумя крайностями есть много вариантов. Ольга Петровская (Cornerstone) рассказала, какая практика сложилась в российских компаниях
Во многих российских компаниях существуют гласные или негласные правила, которые регламентируют поведение сотрудников в социальных сетях. А государственные служащие, согласно закону, и вовсе должны ежегодно отчитываться о своих персональных страницах в интернете.

Разберем, что работодатели думают про активность сотрудников в цифровом публичном пространстве и как найти грань между личным и корпоративным в Сети.

Что важно знать сотрудникам и топам

Сотрудникам важно помнить о том, что в правилах внутреннего распорядка компаний нередко включены пункты, которые регламентирующие нормы поведения сотрудников в их личных аккаунтах. Более того, в некоторых структурах, имеющих отношение к стратегически значимым отраслям, может быть и вовсе введен полный запрет на социальные сети.

Это объясняется интересами безопасности — иногда самой компании, а иногда и в целом страны.

Пример для наглядности: финансовый директор одной крупной производственной компании съездил в командировку на завод и разместил фото «с площадки». В кадр попали новые промышленные образцы продукции, которые находятся в стадии разработки. Фотографию увидели конкуренты. В результате стратегия запуска инновационного продукта была провалена, а конкурирующая фирма объявила о запуске продукта с аналогичными характеристиками. Героя такой истории наверняка вызовут к генеральному директору и попросят написать заявление об увольнении.

В любом случае, в какой бы сфере ни работала компания, есть универсальная рекомендация по ведению личных аккаунтов в соцсетях. Она заключается в том, что в публичном цифровом пространстве не стоит обсуждать ничего, что хотя бы отдаленно касается коммерческой тайны. Это могут быть любые сведения о новых разработках, сумме контрактов, информации о клиентах, будущих сделках и так далее.

К топ-менеджерам особые требования — это лица и официальные представители компании. Их поведение на публике, то, какие ценности и установки они транслируют, — один из репутационных «кирпичиков» любой компании, ее портрет в глазах общества и потенциальных соискателей.

В этом контексте можно перефразировать известную фразу: «Приходят в компанию, а уходят от руководителя». В соцсетях любой человек может увидеть будущего руководителя с такой стороны, что желание работать в организации пропадет раз и навсегда.

Почему это касается бизнеса

Сегодня социальные сети — важная часть репутации для любого бизнеса. В компаниях понимают: все, что публикует любой человек, быстро становится достоянием общественности. Поэтому неудивительно, что работодатели пытаются себя обезопасить.

Нередко требования касаются запрета на публичное высказывание негативного мнения о работе компании. Поэтому любые критические замечания на этот счет сотрудники обсуждают внутри коллектива.

К тому же важно учитывать, что опубликованный в интернете пост сотрудника любой компании (в случае если он указывает в своем профиле, что работает в конкретной организации) может быть трактован как официальная позиция самой организации. Поэтому не стоит удивляться, если руководство, к примеру, просит воздержаться от публикации в социальных сетях резких политических заявлений.

В нынешних условиях это особенно актуально. Службы безопасности компаний могут следить в Сети за агрессивными комментариями, случаями разжигания межнациональных и этнических конфликтов. С этой точки зрения любые высказывания, которые сотрудник размещает в цифровом пространстве, должны быть корректными.

Наконец, многие работодатели не в восторге от чрезмерной активности сотрудников в соцсетях просто потому, что такое хобби может быть нецелесообразным использованием рабочего времени. Одно дело, если сотрудник выкладывает фотографии из отпуска, и совсем другое — бесконечные сториз в будние дни, то может возникнуть резонный вопрос: а чем занимается сотрудник на работе?

Исключения и правила

Впрочем, есть такие организации, которые приветствуют активность своих сотрудников в соцсетях. Это касается случаев, когда человек занят в продажах, развитии бизнеса, рекламе и продвигает продукцию, услуги или сервисы компании. Такое поведение работодатель будет только поощрять.

Подавляющее большинство работодателей уважает право каждого сотрудника на личное пространство и свободу самовыражения. Однако ваша свобода, как известно, заканчивается там, где начинается свобода другого человека — поэтому, выкладывая любую информацию в публичный доступ, стоит придерживаться принципов адекватности и разумности.

Помните, что чем крупнее компания, тем больше внимания ей уделяет общество и, соответственно, выше риск столкнуться с негативной реакцией на излишне эмоциональные заявления. Пишите любой пост так, как будто его прочитает ваша мама, друг или клиент. Это минимизирует репутационные риски как для сотрудника, так и для самой компании.

Источник: pro.rbc.ru