Как построить разговор о повышении зарплаты


По результатам исследования в прошлом году россияне поставили финансовую компенсацию на 1 место по важности среди критериев идеальной работы. А как быть, когда вы понимаете, что ваша з/п уже давно не в рынке, но руководство не спешит поднимать ее? Стоит ли ждать или нужно самому инициировать этот разговор? И как это сделать не только корректно, но и эффективно. Что бы не оказаться в позиции просителя, а вызвать у работодателя искреннее желание проиндексировать уровень вашей компенсации?
Прежде всего, к разговору о повышении з/п нужно тщательно подготовиться. Не только морально, но и запастись аргументами. Проведите аналитику рынка з/п в вашем сегменте — это будет дополнительным плюсом к вашим доводам. Однако не стоит делать это единственным аргументом в пользу повышения. Вашему работодателю в принципе не особенно важно, сколько получает Вася или Петя в другой компании. Аргументом для повышения з/п для работодателя будет ваша ценность для него, которая измеряется в результатах вашей деятельности (реализованных проектах, выполненных (или перевыполненных) KPI, степени вашего личного вклада/участия в проект. Очень поможет, если вы не просто скажите, что вы «отлично работали весь год и выполнили все задачи», а покажете работодателю «измеримую разницу» в формате «было – стало».


Когда Мария устроилась в отдел продаж, в компании было 5 активных клиентов и 3 эпизодических. С ее помощью было привлечено 15 новых, у активных увеличилось количество заказов, что привело к увеличению прибыли почти в 4 раза. Также она была инициатором изменений в изменении процедуры согласования договоров, что позволило сократить сроки обработки документов, что привело к сокращению срок оплат от клиентов и повышению их лояльности.


Как показать «измеримую разницу»?


Это рассказ о результатах вашей работы, подготовленный с помощью ответов на вопросы:


- на какие задачи вы пришли?



- что вам удалось сделать?


- как результат вашего труда отразился на результате деятельности компании?


Цель любого бизнеса- повышение капитализации. Как вы помогли достичь этой цели? Тут многие могут сказать: на капитализацию легко влиять, если ты занимаешься продажами, финансами, другими направлениями, где легко посчитать маржинальность в цифре. А как быть, если я работаю в админе, рекламе? На самом деле измерить можно все: вежливое обращение административного персонала влечет за собой повышение лояльности клиента, узнаваемости бренда, частоты повторных обращений, росту среднего чека. И как результат – рост финансовых показателей…


Лучшие патерны убедителей, которые стоит использовать – числовые показатели. Цифры, разы,% , сроки. Посчитайте все, что можно посчитать и покажите результат вашей работы в виде числовой разницы.


— С кем обсуждать вопрос повышения з/п?


Согласно правилам бизнес-этики, обсуждение стоит начать с непосредственного руководителя. И обязательно получить от него конкретный ответ. Не обязательно, что он будет звучать: Да, мы повысим Вам з/п с 1 марта на 10%. Здесь главное не поддаться на манипуляции, которые в этом случае могут звучать: ой, я сейчас занят, поговорим позже… Если позже – то точно уточняйте, когда именно (дата) Вам прийти для этого разговора.


Если вы понимаете, что дело буксует, руководитель или не обладает необходимой компетенцией в этом вопросе или просто не хочет инициировать этот вопрос со своим руководством – обращайтесь на уровень выше. Но обязательно уведомив об этот непосредственного руководителя, чтобы не создалось впечатление, что вы что-то делаете за его спиной.


Однако помните, что чем выше уровень руководителя, к которому вы обращаетесь, тем более четкой и аргументированной и подтвержденной результатами должна быть ваша позиция (Ваш отдел сделал очень сложный проект в короткие сроки, который лидировали вы – скажите об этом. Часто руководители более высокого уровня вообще не имеют представления, кто именно в отделах за что отвечает – они общаются с руководителями и смотрят на общий результат)Свои зарплатные ожидания надо называть четко. Никаких «на Ваше усмотрение, примерно, в районе..». Если вы получаете 100 000, а хотите 150 000, значит так и говорите. Аргументы для этого – исключительно результаты вашей работы и ваша ценность для компании, а не то, что у вас ипотека, 3 детей и съемная квартира. Вы должны произвести впечатление не просителя, а человека, четко понимающего свою стоимость на рынке труда.—


Что можно считать успехом и как сделать так, чтобы обещание не забылось, и не прослыть навязчивым?


Предположим, вы все сделали правильно, но получили отказ. Нив коем случае не стоит расстраиваться и чувствовать поражение. Во-первых, вы уже инициировали эту тему. Вы уже дали понять руководителю, что текущее положение вас не устраивает. И логично, что в случае отказа вы будете смотреть вакансии на рынке (тем более, если вы привели четкие и аргументированные аргументы своей ценности, подкрепив их аналитикой з/п на аналогичных позициях).


Если ваш руководитель отвечает, что пока это невозможно, четко уточните, что вам нужно сделать, чтобы это стало возможным (получить доп образование, прокачать какие-то навыки, получить сертификат) и когда вы можете вернуться к этому разговору (четкая дата, например, вернемся к разговору через 3 месяца, то есть Х марта 2022 года). Полезный совет: после этого разговора, лучше написать руководителю короткое письмо«Благодарю за встречу и содержательный разговор. Правильно ли я понял, мы сможем вернуться к вопросу (дата) о повышении з/п до (желаемая сумма), при выполнении мной таких-то действи…. (написать те аргументы, которые привел работодатель).


Почему стоит повторять письменно? К сожалению, многие руководители через 3-6 месяцев и не вспомнят, то, что говорили (цифры, требования для повышения з/п). И не всегда из-за того, что не хотят вспоминать, а часто они бывают так перегружены работой, что не могут физически все держать в голове. Плюс, вы не единственный сотрудник, который обращается с подобным вопросом.


Как быть, если вы со своей стороны выполнили все «пожелания», но ответ опять отрицательный? Начинайте смотреть варианты. Это общеизвестно, что з/п сотрудников с рынка, пришедших в компанию в среднем на 10-30% выше, чем у тех, кто растет в ней. Поэтому на рынке много примеров, когда кандидаты уходили из своей компании, поработали в 1-2, потом опять вернулись в 1, но уже с существенным ростом з/п (гораздо больше, чем смогли получить в качестве индексации за это время, работая в ней постоянно).


Открою вам секрет: в этом случае у многих работодателей срабатывает принцип, что «у соседа в огороде трава зеленее». Что своего сотрудника мы и так знаем хорошо, зачем ему повышать и так работает, а сотрудник с рынка привнесет новый взгляд, новую экспертизу, новый опыт, так называемые best practices – лучшие практики.


И помните, что как карьера сама себя не построит, так и з/п сама себя не увеличит. Если вы недовольны ее уровнем – не ждите, когда руководителя озарит вам ее поднять. Будьте проактивны, инициируйте и поднимайте вопросы сами.



Источник: vc.ru