• »
  • »
Стипль-чез финдиректора: какое оно — новое поколение CFO для РБК 500

Ольга Петровская, директор департамента «Финансы» кадрового агентства Cornerstone, рассказывает о смене поколений в среде финансовых директоров крупнейших компаний, а также новых требованиях, которые к ним предъявляют
Роль финансового директора в компаниях списка РБК 500 становится сложнее: им все чаще приходится выступать в качестве операционных экспертов, стратегических партнеров генерального директора. Еще сюда нужно добавить необходимость работать с инвесторами, влиять на наиболее важные решения компании. На рынке формируется спрос на новый тип финансового руководителя — digital CFO. Практически все отрасли (производство, нефтегаз, банки и т.д.) испытывают дефицит качественных специалистов новой формации. Отвечать на новые требования, запросы и вызовы придется новому поколению финансовых директоров, главным качеством которых должно стать IT-minded.

Возраст: тренд на омоложение

Средний возраст Chief Financial Officer (CFO) в ведущих российских компаниях снижается. Компании, входящие в рейтинг РБК 500, все чаще отдают предпочтение более молодым кандидатам.

Еще пять лет назад финансовый директор преимущественно был специалистом с классическим экономическим или финансовым образованием 45–50 лет. Этому поколению становится сложнее конкурировать за рабочие места. Средний возраст современного финансового директора — 38–45 лет.

Образование: не только экономика и финансы

Сегодня среди соискателей на должности CFO больше людей с базовым математическим или техническим образованием, которые также имеют магистратуру по экономике/финансам и MBA.

Компании, входящие в рейтинг РБК 500, все с большим интересом рассматривают также абсолютных IT-minded специалистов, которые умеют быстро ориентироваться в новых условиях российского рынка, готовы учиться и получать необходимые компетенции и навыки.

Soft skills: умение управлять удаленными командами и digital

Также востребованы навыки по управлению удаленными командами и умение работать в сложных, кризисных ситуациях. Практически во всех компаниях, которые встали на путь цифровой трансформации, востребованы специалисты с развитым бизнес-мышлением. Ожидается, что они станут проводниками дальнейшей диджитализации.

Отраслевой опыт: больше не преимущество

Отраслевой опыт финансового руководителя всегда имел решающее значение, например, для компаний высокотехнологичного сектора и промышленности. Однако сейчас мы видим, что банки, диджитал-компании, а также добывающие компании, которые активно занимаются поиском, часто готовы рассматривать кандидатов без отраслевого опыта.

Поиск кандидатов: и внутри компаний, и на рынке

Традиционно на большинство позиций финансовых руководителей в российских компаниях списка РБК 500 приглашаются преимущественно кандидаты с рынка. От них ожидают свежего взгляда и новых подходов к стратегическим задачам бизнеса.

В российских представительствах международных компаний с развитой корпоративной культурой ситуация немного другая. Ставка преимущественно делается на рост внутренних сотрудников, поэтому формируется резерв кандидатов с наиболее высоким потенциалом. Это в принципе коррелирует с результатами и международных исследований. Например, почти 70% финансовых директоров Fortune 100 получили повышение внутри компании. Считается, что если человек давно работает в компании, то он достаточно лоялен и понимает, как функционирует бизнес. Поэтому если в международной компании кандидат хочет повышения, но замечает, что его не продвигают — это гарантия того, что сотрудник скоро будет менять компанию или искать работу в новой отрасли.

Стратегия на рынке труда: готовиться к стипль-чез

К текущей ситуации стоит относится как к возможности повысить свою капитализацию на рынке труда, приобретая новые знания, получая дополнительное образование, прокачивая свои hard и soft skills. Рынок труда очень конкурентный, поэтому важно стратегически планировать свою карьеру, четко понимать конечную цель и, двигаясь по карьерному пути, «прирастать» дополнительными компетенциями, которые усилят вас и выделят среди конкурентов.

В конном спорте есть вид скачек, который называется стипль-чез. Это один из наиболее сложных видов соревнований, так как всаднику важно не только продемонстрировать скорость, но и преодолеть полосу препятствий. Многие наездники ставят на скорость и неправильно рассчитывают силы лошади — в итоге она не справляется с препятствиями.

Побеждает в этом виде скачек не самый быстрый, а тот, кто умеет мыслить стратегически, планируя каждый шаг: не делает лишних движений, максимально концентрируется на цели. В итоге для тех, кто правильно усвоил правила, это не занудная и мучительная гонка в непонятном направлении, а мастерское преодоление препятствий, когда каждая новая победа приносит радость и вдохновение.


Источник: pro.rbc.ru