• »
  • »
Почему лучшие места в ИТ достаются не тем, кого компании хотели бы нанять

Айтишники и эйчары, которым требуются ИТ-специалисты, нередко ищут друг друга в разных местах. И не находят. В результате работу предлагают по принципу «кого нашли». Александр Беляев (Cornerstone) рассказал, почему так происходит.
Сегодня рынок труда и поиска работы перенасыщен инструментами, ресурсами и различными комьюнити. Кандидатам стало очень сложно успевать следить за всеми. Для эйчаров же это означает, что искать таланты нужно на многочисленных разрозненных ресурсах, а это снижает вероятность найти именно того, кого ищешь.

Мы провели исследование, опросили эйчаров и самых редких, «штучных» кандидатов из сферы ИТ. В итоге стало понятно, что компании-работодатели не из сферы ИТ ищут таких кандидатов на известных агрегаторах, таких как hh.ru. Айтишники, опрошенные нами, в свою очередь, отвечали, что за «качественными» проектами идут на профессиональные сайты, такие как Linkedin, «Хабр карьера» и в закрытые Telegram-каналы.

Получается, что релевантные кандидаты из сферы ИТ ищут работу или новые проекты не там, где их размещают эйчары непрофильных компаний. Таким образом, ни те, ни другие не могут найти друг друга, а поиск чаще заканчивается наймом по принципу «кого нашли».

Как сегодня устроен рынок?

Все существующие инструменты для автоматизации процессов рекрутмента можно условно разделить на две основных категории:

  • инструменты поиска кандидатов,
  • системы ведения кандидата по процессу собеседования и трудоустройства (ATS — Applicant Tracking System).
Рассмотрим их внимательнее. Есть ли среди них универсальный инструмент для работы эйчару и для поиска работы кандидату?

Что предлагают сайты и агрегаторы

К первой категории стоит отнести сайты для поиска кандидатов (hh.ru, linkedin.com, rabota.ru) и системы метапоиска кандидатов (amazinghiring.com).

Сайты с объявлениями о поиске работы и сотрудников — самые главные и хорошо опробованные инструменты для поиска кандидатов. С их помощью устраиваются на работу до 90% всех специалистов на рынке. В настоящий момент в России де-факто стандартом в области поиска работы стал hh.ru. Большинство кандидатов в первую очередь обращаются именно к нему.

С этим ресурсом срабатывает «эффект социальных сетей»: вы идете туда, где уже есть ваши друзья. И чем больше ваш ресурс, тем быстрее он растет. В 2018 году база hh.ru насчитывала около 32 млн резюме, а сейчас, в конце 2021-го, она перевалила отметку 50 млн и, очевидно, в ближайшем будущем продолжит расти.

Вместе с тем ресурс имеет ряд недостатков.

  • Низкое качество базы кандидатов. Во время поиска высококвалифицированных специалистов (в частности в ИТ) в поисковой выдаче появляются «случайные» люди — некорректно заполнившие анкету кандидаты, анкеты, за которыми скрываются подрядные организации, и просто те, кто выдает себя за другое лицо.
  • Пользовательский интерфейс сайта вызывает ряд вопросов. Поиск, логика реализации автопоиска, трекинг кандидатов и многое другое нуждается в улучшении.
Тем не менее нельзя не отметить высокое качество работы службы поддержки, сотрудники которой помогают разрешать возникающие трудности.

Агрегатор hh.ru хоть и самый крупный, но далеко не единственный на рынке.

При поиске высококвалифицированных специалистов (особенно при прямом точечном поиске) до половины всех вакансий закрываются при помощи LinkedIn. Русскоязычных профилей, размещенных на этой платформе, около 12 млн, 7 млн из них — пользователи из России. Отличительная особенность этого ресурса — высокое качество размещенных резюме. Этого удалось достигнуть с помощью развитой системы аутентификации и взаимной верификации пользователей. Также у сервиса есть довольно продвинутый функционал, доступный по подписке. Поиск, трекинг кандидатов реализованы на очень высоком уровне. Из недостатков следует отметить проблемы с доступом к этому ресурсу на территории РФ, а также высокую стоимость платной подписки (например, для задач рекрутинга цена начинается от $120 в месяц без НДС).

3–5% всего рынка сайтов по поиску работы занимают «малые игроки» — Superjob, rabota.ru и другие.

Отдельно стоит выделить сервис по метапоиску ИT-специалистов amazinghiring.com. Это агрегатор профилей ИТ-специалистов с различных интернет-сервисов, чья целевая аудитория интересна их клиентам. AmazingHiring парсит Stackoverflow, GitHub, Reddit и другие площадки. Из явных достоинств ресурса — высокое качество поиска, развитый функционал поисковой машины и качественное сопоставление профилей одного и того же кандидата с разных платформ. Однако существенный недостаток сервиса — низкая лояльность кандидатов к такому методу поиска. Если профиль спарсили с репозитория или форума, на котором кандидат размещал информацию о себе без цели поиска работы, то обращаться к такому кандидату с предложением рассмотреть вакансию не следует. Помимо этого, цена подписки довольна высока (сопоставима со стоимостью hh.ru), и приобретать доступ к этому сервису не всегда экономически оправдано.

Что дают инструменты автоматизации

Вторая категория инструментов автоматизации рекрутинга — ATS (Applicant Tracking System — системы отслеживания кандидатов в процессе от отклика на вакансию до завершения его испытательного срока на новом месте работы).

На рынке существует довольно много таких систем. Их условно можно разделить на три класса.

  • Системы, встроенные в интернет-платформы по поиску персонала (Talantix у HeadHunter, LinkedIn Talent Solutions у LinkedIn).
  • Отдельные программные продукты (как правило, реализованные как SaaS-платформы).
  • Самописные системы, разработанные специально для конкретного кадрового агентства.
Системы, встроенные в интернет-платформы, идеально интегрированы в саму платформу поиска — перенос кандидата из поисковой выдачи в пайплайн процесса собеседования происходит в рамках одной экосистемы. Но при этом такие ATS абсолютно не подвержены кастомизации, их невозможно изменить под задачи конкретного бизнеса, и любое изменение функционала приходится внедрять при помощи «костылей».

Об отдельных программных продуктах, которые продают как для локальной установки, так и по модели подписки, нельзя сделать обобщенных выводов. Таких систем на рынке много, они имеют различный функционал и по своим плюсам и минусам находятся где-то посередине между встроенными в платформы системами и самописному ПО. С одной стороны, их функционал, как правило, достаточно гибкий, интеграции с сайтами реализованы хорошо. Возможность добавить функции по запросу клиента тоже обычно есть. Вместе с тем такие решения нужно приобретать отдельно и по довольно высокой цене. Их, как правило, используют в инхаус-рекрутинге, для которого ключевая задача — эффективный трекинг большого входящего потока «горячих» кандидатов.

Самописные ATS-системы используют обычно в крупных рекрутинговых компаниях, которые имеют возможность заказать разработку такого ПО под ключ. Эти продукты можно адаптировать абсолютно под любые задачи конкретного потребителя, изменять функционал произвольным образом и реализовывать в любой выбранной архитектуре. Вместе с тем разработка ПО на заказ априори кратно дороже покупки любого, сколь угодно дорогого, но готового решения.

Недостатки любого программного продукта в сфере автоматизации рекрутингового процесса связаны, как правило, с тем, что их невозможно быстро адаптировать под конкретные подходы к поиску сотрудников, принятые в конкретной организации. Широко распространенные решения, как правило, способны закрывать 50–80% рутинных процессов. И отдельные задачи решить с их помощью, к сожалению, невозможно. Поэтому основной фактор для принятия решения о внедрении того или иного ПО — оценка его и возможности быстро и дешево адаптировать его под свои потребности.

Будущее за искусственным интеллектом

Профильные инструменты за последние годы прошли большой путь развития. Они постоянно повышают свою эффективность, становятся удобнее, экономят рекрутерам и соискателям массу времени. Современные сервисы уже достаточно эффективно позволяют на этапе отбора отсеять наименее подходящих кандидатов и перейти к оценке перспективных.

Но несмотря на то что инструменты совершенствуются, поиск идеального по своим профессиональным навыкам и личным качествам специалиста в ИТ остается для компаний трудоемкой задачей. Иногда она по объективным и необъективным причинам растягивается на месяцы.

Ближайшее будущее HR-сервисов, как нам кажется, за решениями с использованием искусственного интеллекта, которые будут способны делать моментальную выборку нескольких кандидатов из тысяч, действительно подходящих под требования конкретной вакансии.


Источник: pro.rbc.ru