Медиация для руководителей
Управление конфликтом внутри компании и восстановление деловых отношений
Медиатор оказывает помощь в поиске взаимовыгодного решения с учетом интересов каждой стороны.
Наш продукт: организация и проведение процедуры медиации для топ-менеджеров, руководителей компаний, для восстановления деловых отношений
в коллективе.
Узнать больше о медиации
Примеры где может помочь медиация
  • -1-
    Корпоративные конфликты
  • -2-
    Индивидуальные трудовые споры
  • -3-
    Разногласия
    в коллективе
Мы готовы подробно проконсультировать, провести диагностику ситуации на
медиабельность, определить состав участников, которых необходимо пригласить в медиацию.

Эффективность медиации
встречи
в среднем требуется на урегулирование конфликта
% кейсов
успешно завершаются после второй встречи
% кейсов
успешно завершаются после первой встречи
% дел
урегулируется при посредничестве или вскоре после него
Этапы
1
Интервью с заказчиком
Предварительное обсуждение кейса и определение круга лиц
2
Установочная встреча
Определение общих принципов и порядка работы, четкое распределение ролей и зон ответственности сторон и медиатора
3
Индивидуальные встречи с каждой стороной
Подробное знакомство с ситуацией, определение целей, задач, контекста, ограничений
4
Общая встреча медиатора со сторонами
В зависимости от конкретных обстоятельств и уровня эмоциональной вовлечённости медиатор формирует дальнейший сценарий.
Медиацию проводит Елена Данилова
Профессиональный бизнес-медиатор, фасилитатор, переговорщик, китаист
Елена имеет более 10 лет опыта в ведении переговоров, в том числе, в сфере международных отношений.
  • Развивает мышление долгосрочными горизонтами через игру Го. Узнать больше
  • Исследует логику, которой придерживаются лидеры востока при принятии управленческих решений.
  • Прошла программу переподготовки ВШЭ по бизнес-медиации, курсы повышения квалификации в Китайской Академии Государственного Управления (Пекин) и в Школе бизнеса МГИМО по современным психотехнологиям в управлении, политике, бизнесе.
  • Спикер MBA МГИМО, Alumni club SKOLKOVO, Noôdome. Автор и руководитель образовательной программы "Медиатор: навыки разрешения конфликтов", реализуемой в рамках федерального проекта "Содействие занятости" национального проекта "Демография".
  • Придерживается принципа, сформулированного Сунь- Цзы, китайским стратегом и мыслителем в VI веке до н. э.: «Лучшая победа та, которая приходит без боя».
Результаты медиации
  • Более глубокое понимание себя и партнера
  • Восстановление или укрепление корпоративного духа
  • Сохранение репутации компании
  • План мероприятий («дорожная карта»)
  • Предоставление стороне еще одного шанса выполнить задачу или устранить проблему
  • Создание новых или изменение существующих договоренностей
  • Восстановление взаимопонимания и конструктивного делового общения
  • Глубокая проработка конфликта и высвобождение энергии для реализации новых замыслов, масштабирования бизнеса
Частые вопросы медиатору
Что делает медиатор, если не вырабатывает решение конфликта?
Медиатор работает в первую очередь с психологической составляющей переговорного процесса и с помощью психологических инструментов обеспечивает атмосферу сотрудничества для проведения переговоров.
Задача медиации:
  • Создание и поддержка атмосферы сотрудничества;
  • Создание условий для ведения эффективных переговоров;
  • Содействие тому, чтобы стороны самостоятельно выработали решения.
Медиатор выступает как координатор, управляющий структурированным обсуждением, которое включает:
  • сбор информации;
  • определение вопросов для обсуждения, интересов и затруднений;
  • генерацию, оценку и отбор идей сторонами;
  • выработку и подписание взаимовыгодного/взаимоприемлемого соглашения.
Медиация опирается на ключевые принципы:
  • конфиденциальность;
  • нейтральность;
  • добровольность;
  • равноправие.
Разве можно привлечь к решению конфликта человека [медиатора], который не обладает авторитетом в глазах сторон и к тому же не разбирается в соответствующих профессиональных областях?
Медиация применима в тех случаях, когда стороны намерены самостоятельно выработать решение, находящееся в зоне их контроля, и занимают лидерскую позицию. Сам медиатор не участвует в выработке решений, поэтому «авторитетность» или наличие экспертизы в проф. областях сторон для решения задачи по урегулированию конфликта для медиатора не имеет абсолютно никакого значения.
У нас нет конфликта, но договориться не получается, медиатор может помочь?
Именно тогда, когда стороны настроены на сотрудничество, но не могут достичь договоренностей, работа медиатора проходит наиболее эффективно. Бизнес-посредник:
  • использует специальные приемы, направленные на снятие эмоционального напряжения и преодоление тупиковых ситуаций;
  • обеспечит обсуждение неудобных вопросов (например, Вы создаете партнерство и хотите заранее поднять тему выхода из партнерства в будущем, но переживаете, что другая сторона может воспринять это из Ваших уст как несерьезность намерений сотрудничества);
  • расширит горизонты поля возможного достижения соглашений;
  • добавит больше ясности в те области, которые казались проработанными;
  • выполнит роль буфера для сторон;
  • проконтролирует, чтобы у сторон были необходимые знания и информация для уверенности в переговорах.
Если медиация не поможет из-за того, что мой оппонент несговорчивый, я смогу привлечь медиатора как свидетеля?
Конфиденциальность информации, относящейся к процедуре медиации, и доверие процессу являются залогом достижения сторонами договоренностей.
  • Стороны не должны использовать процедуру медиации для получения информации об оппоненте и более выгодной позиции.
  • Медиатор не вправе разглашать информацию, относящуюся к процедуре медиации, без согласия сторон.
  • Медиатор не вправе выступать свидетелем в судебном процессе по спору, в котором он оказывал посреднические услуги.
Идея медиации в том, чтобы управлять конфликтом и вырабатывать реалистичные, приемлемые решения, а не собирать дополнительную информацию о партнере/оппоненте в переговорах.
У меня уже есть юрист – зачем мне медиатор?
Медиация не является альтернативой найму юристов. Стороны могут и должны консультироваться со своими юристами в процессе посредничества.
В чём отличия юридического сопровождения в процессе урегулирования деловых конфликтов?
Сторона-оппонент, общаясь с юристом первой стороны, понимает, что в случае недостижения договоренностей любые раскрытые юристу сведения могут быть использованы в суде против него. Такой неизбежный дефицит информации, которую стороны не готовы разглашать, критически сужает поле возможностей урегулирования конфликта силами юристов.
Что мне может дать медиатор, чего не даст юрист?
Медиатор не имеет права выступать свидетелем в судебном процессе по спору, в котором он оказывал посреднические услуги и медиатора не имеет права привлечь для этого суд. Поэтому медиатор, в отличие от юриста, общается с двумя сторонами конфликта и получает доверительные сведения, конфиденциальность которых гарантирована и которые могут существенно повлиять на результат переговоров.

Таким образом, профессиональный медиатор, в отличие от юриста:
  • сохраняет нейтральность и работает с каждой стороной на равных условиях;
  • имеет намного больше шансов вывести стороны в поле возможных договоренностей (zone of possible agreements).
Чем может быть полезен медиатор в юридическом смысле?
Стороны могут попросить медиатора пригласить независимых юристов в процесс или запросить независимую юридическую экспертизу документов.
Чем гарантирована нейтральность медиатора?
Нейтральность медиатора гарантирована законом, дополнительно закрепляется в соглашении об организации и проведении процедуры медиации.
Я не хочу предлагать услуги медиатора первым; Если я инициирую медиацию, я покажу свою слабость; Проигрывает тот, кто первым называет цену.
  • Предложение медиации указывает на стремление инициатора этого процесса найти наиболее приемлемое решение конфликта, желание учесть все возможные пути урегулирования и поэтому является заведомо сильной позицией.
  • Предлагая медиацию, вы декларируете своё намерение найти деловое решение конфликта. В свою очередь, отказ оппонента от медиации может говорить об обратном.
  • Предложение медиации является признаком проявления коммерческой осведомленности и дипломатичности.
Чем гарантирована конфиденциальность?
  • Сохранение конфиденциальности медиатором гарантирована законом.
  • Предусмотрена как конфиденциальность всего процесса медиации, так и конфиденциальность информации, полученной от каждой стороны индивидуально.
  • Конфиденциальность сторон обеспечивается самими сторонами, при необходимости подписывается соглашение о конфиденциальности.
Мне предложили медиацию, но я считаю, что у нас нет конфликта.
Даже если Вы не согласны с восприятием другого человека и наличием самого факта конфликта, имеет смысл согласиться на переговоры и прояснить ситуацию. Результаты могут Вас удивить!
Игнорирование ситуации с Вашей стороны может сопровождаться усилением внутреннего напряжения другой стороны и обернуться необратимыми последствиями.
Мой руководитель предложил мне медиацию. Зачем мне соглашаться и посвящать еще кого-то в этот вопрос? Я и без медиатора озвучил свои требования и жду по ним решения.
Если руководитель предложил Вам медиацию, вероятно, он настроен найти деловое решение, но не согласен с Вашими требованиями и/или аргументами. Он может небезосновательно считать, что проявил человечность, приглашая медиатора, и отказ от медиации с Вашей стороны, может спровоцировать/усилить сопротивление Вашим требованиям. В данном случае, именно медиатор поможет Вам быть по настоящему услышанным.
Я точно знаю, что в споре с руководителем закон на моей стороне. Зачем мне медиация?
Ваш руководитель также может чувствовать свою уверенность в правовой стороне вопроса. При этом, он располагает ресурсами для решения вопроса альтернативным путем, включая штат юристов и экспертов по трудовому праву. И в отличие от Вас, его не поджимает фактор времени. В случае переведения спора в судебные инстанции могут пройти годы, прежде чем Вы получите итоговое решение, которое может оказаться не в Ваш пользу. Кроме того, зачастую медиация, проводимая по инициативе руководства, финансируется организацией, таким образом это может так же существенно сэкономить Ваши средства.
Сотрудник нашей компании пригласил медиатора. Могу ли я быть уверен, что это не его знакомый и медиатор не будет защищать интересы сотрудника?
Как правило, привлечение медиатора в такой ситуации рекомендуется юристом, к которому обратился сотрудник. Юристы в данном случае выступают провайдерами медиации, предлагая посредника с проверенной репутацией, понимая, что медиатор сохранит нейтральность. Компании, которая получила приглашение от медиатора, действующего на основании заявления сотрудника, достаточно собрать непредвзятые сведения о медиаторе.
Сотрудник нашей компании пригласил медиатора. Зачем нам соглашаться, если мы уверены в своей правовой позиции?
На практике, порядка 90% трудовых споров решается в пользу сотрудника. При этом, именно работодателю необходимо доказывать, что он не нарушил права работника.
В период судебных разбирательств Вы можете столкнуться с негативными последствиями конфликта вне правового поля:
  • коллектив может занять позицию этого работника, что скажется производительности труда, увольнениях;
  • на рынке труда может распространиться информация о конфликте и отпугнуть от вашей компании достойных кандидатов;
  • узнав о конфликте, сотрудника могут нанять Ваши конкуренты с целью получения коммерческой информации, незащищенной законом;
  • в случае победы работника в суде, компании придется оплатить ему заработную плату за весь период вынужденного прогула, при этом маловероятно, что он продолжит работу в компании.
Сотрудник нашей компании пригласил медиатора. Что даст медиация?
Решение вопроса в медиации позволит достичь приемлемых договоренностей быстро с наименьшими затратами.
В свою очередь, конструктивное деловое расставание:
  • создает условия для корректной передачи наработок сотрудника;
  • сохранит возможность коллективу, не замешанному в конфликте, обращаться к сотруднику за информацией по его прежнему функционалу;
  • позволит в будущем иметь новое сотрудничество в других ролях и обстоятельствах
    Я, как руководитель, убедился, что лучше разойтись с сотрудником без суда. Но зачем нужна медиация?
    У сотрудника могут быть личные обстоятельства, которые он не желает обсуждать с Вами – например, индивидуальная карьерная стратегия, ожидаемая свадьба, запланированный период без работы для написания научной диссертации или путешествий, переезд заграницу. Множество обстоятельств, не принимаемых в расчет с точки зрения производственных задач, могут блокировать поиск решения в сфере, в которой действительно могут быть достигнуты договоренности. Медиатор может помочь выйти на такие договоренности, соблюдая конфиденциальность мотивов сотрудника.
        Я не заинтересован в примирении с другой стороной. Медиация – это ведь примирение?
        Это распространенное заблуждение. Медиатор не занимается примирением и не обязан договорить стороны. Медиатор отвечает за создание условий конструктивного диалога. В некоторых случаях медиатор помогает сторонам конструктивно разойтись и завершить отношения.
        Мы долго не могли договориться, а когда наняли медиатора – договорились обо всем сами. В чем смысл его участия?
        Действия опытного бизнес-посредника – ювелирные. Если в процессе достижения договоренностей вы не замечаете его участия, вклада, не можете понять в чем именно заключается его работа и какие конкретно инструменты использует медиатор – вы можете иметь дело с мастером своего дела, медиатором класса «люкс».
        Если медиация так эффективна, почему я о ней почти не слышал и не могу найти подробную информацию? Я хотел бы посмотреть примеры и увидеть со стороны, как это происходит.
        Ключевой фактор успеха медиации – это соблюдение принципа конфиденциальности. Во время медиации создается высокий уровень доверия и участники процесса могут раскрывать очень личную информацию. В большинстве случаев стороны заинтересованы в сохранении тайны даже самого факта обращения к медиатору.
        Где применима медиация?
        Деловое посредничество (бизнес-медиация) подходит для всех видов гражданских и коммерческих споров, а также для согласования интересов сторон при формировании любых договоренностей, включая создание и изменение партнерств.
        Рекомендации