• »
  • »
Какие маркетологи не остались без работы в 2020 году и будут востребованы

Спрос на руководителей по маркетингу на рынке труда сейчас не превышает предложения, хотя потребность в профессионалах есть. Елена Гороховатская, директор практики «Маркетинг» компании Cornerstone, рассказала, кого бизнес хочет видеть на таких должностях
В кризисных ситуациях стратегическое значение маркетинга обычно растет. Соответственно, повышается спрос на специалистов и руководителей на рынке труда. Однако новый бизнес-сезон стартовал не как обычно. Многие компании в начале года предприняли шаги по реструктуризации отделов маркетинга, отменили или заморозили проекты, на которые были приглашены топовые специалисты.

В итоге сейчас на рынке спрос на руководителей по маркетингу не превышает предложения. При этом потребность в профессиональных маркетологах у компаний из списка РБК 500 никуда не исчезла. Скорее сместились акценты и изменились стратегические задачи бизнеса. Но как именно?

Реструктуризация и оптимизация

С наступлением кризиса многие компании из списка РБК 500 пошли следующим путем:

  • реструктуризировали и сократили количество сотрудников отделов маркетинга;
  • выделили ключевые направления и должности, которые будут решать маркетинговые задачи (например, типичная ситуация: обязанности младших специалистов передаются средним).
Кого сейчас ищут компании из списка РБК 500 на маркетинговые позиции? Востребованы руководители следующих уровней:

  • вице-президент по маркетингу;
  • директор по стратегическому маркетингу;
  • руководитель по оперативному и стратегическому маркетингу.
Это люди, которые не обязательно возглавляют большие департаменты, но их роль и деятельность отражаются на всем бизнесе. В этом случае граница несколько размывается, поэтому можно говорить, что грейд руководителя среднего звена может соответствовать грейду топ-менеджера.

Некоторые компании выделяют отдельные подразделения, которые занимаются стратегическим маркетингом. Чаще всего им ставятся задачи по разработке новой рыночной стратегии на изменившемся рынке.

Hard и Soft Skills

Если говорить о необходимых Hard Skills кандидатов на позиции руководителей по маркетингу, то крупные компании интересует:

  • опыт в инновационном маркетинге;
  • диджитал-экспертиза, особенно для новых должностей.
Две самых важных составляющих успешного кандидата:

  • опыт по формированию новой стратегии;
  • опыт выхода на новые рынки, то есть большой международный кругозор.
Актуальные Soft Skills включают:

  • обязательное владение agile в управлении;
  • иностранные языки;
  • умение работать с распределенной командой;
  • умение грамотно предлагать и отстаивать свою точку зрения;
  • приветствуется аналитический склад ума.
Отраслевой подход меняется на экспертный

Компании готовы рассматривать специалистов не из своей отрасли или со смежным отраслевым опытом, если есть успешные результаты. В качестве примеров можно привести:

  • крупный химический концерн, который сознательно искал кандидата с опытом в FMCG;
  • отдел маркетинга крупной авиакомпании пригласил человека из отрасли розничных банков.
Сейчас рано говорить, что Challenge approach (гибкий подход к подбору) широко распространен, однако он стал встречаться чаще. Если раньше это было редкостью, то сейчас b2b-компании, например, часто останавливают выбор на кандидатах с опытом в b2c. Все зависит от того, насколько компания готова рисковать.

В России распространена практика найма руководителей с рынка. Однако все чаще мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда в одном конкурсе рассматриваются внутренние и внешние кандидаты, что для рынка не совсем типично. У нас, например, был пример, когда изучив кандидатов с рынка, очень грамотных и профессиональных, компания все же сделала выбор в пользу внутреннего кандидата. Это можно объяснить тем, что бизнес считает затраты на поиск специалистов серьезными издержками и таким образом идут в сторону оптимизации расходов.

Дисбаланс на рынке труда

В текущих условиях многие кандидаты проявляют гораздо большую гибкость в плане зарплаты и компенсаций, чем раньше.

Однако есть достаточно большой пул «спящих» высококвалифицированных кандидатов, находящихся в поиске, но ожидающих адекватного предложения. Они не готовы рисковать, поскольку заинтересованы в стабильной и долгосрочной работе. Такие специалисты имеют высокую самооценку и реже готовы снижать размер компенсации, когда принимают новое предложение. Кто-то в свободном поиске пишет книги, кто-то читает лекции и преподает, кто-то занимается консалтингом, кто-то берется за проектную работу, чтобы не потерять профессиональный уровень.

Спрос на проектную работу, кстати, есть. Это обусловлено стремлением компаний оптимизировать собственные издержки и ресурсы. В маркетинге зачастую можно ограничиться определенным периодом для выстраивания стратегии и сопутствующей поддержки.

Рынок в долгосрочной перспективе

После завершения кризиса рост будет ждать те компании, которые не боятся дополнительных инвестиций именно в маркетинг. Однако пока, до окончания кризисных явлений в экономике, то есть, скорее всего, до весны следующего года, спрос будет низким. Поэтому топ-менеджерам в области маркетинга важно оставаться видимыми, четко позиционировать свои ожидания на рынке и обозначать их перед потенциальным работодателем, напоминать о себе консалтинговым агентствам, даже если это сулит длительный период ожидания. Сейчас для многих тяжелый период, но это не снижает уровень профессиональной значимости и ценности для будущих работодателей.

Источник: pro.rbc.ru