Ключевая компетенция современного топа
Для профессионального и карьерного роста сегодня уже недостаточно простого умения пользоваться компьютером. В промышленности, финансовой отрасли, FMCG — по всему спектру отраслей мы наблюдаем рост спроса на руководителей различных уровней и направлений, в первую очередь с техническим и математическим образованием или диджитал-экспертизой.
По сути дела, цифровая грамотность сегодня определяет тот портрет руководителя, который будет востребованным в 2021 году и в последующие годы. По данным нашего исследования*, значимость этого навыка за 2020 год повысилась для 48,6% компаний во всех отраслях экономики. Незначительное, но все же изменение отметили 32,4% респондентов, и лишь 18,9% — отсутствие изменений.
Сегодня цифровая экспертиза стала актуальной не только для ИТ, но и для сфер финансов и бухгалтерии (86,5%), кадров (64,9%), производства (64,9%), продаж (43,2%) и даже административного аппарата (37,8%).
Возраст все менее важен
Неважно, сколько лет руководителю и какую должность он занимает. Быть технически грамотным и открытым к изменениям в цифровом мире не просто желательно, а необходимо, чтобы иметь преимущество на рынке труда. Это позволит практически в любом возрасте достигать успеха не только в профессиональной, но и в любых сферах жизни, не опасаясь потерять работу в условиях цифровизации.
Больше 40% опрошенных компаний считают, что техническая грамотность не зависит от возраста. Это достаточно высокий показатель в целом по рынку. В компаниях высокотехнологичного сектора, а также финансовых и УК при этом превалирует мнение, что чем моложе руководитель, тем уровень технических знаний выше.
Социальных сетей уже недостаточно
Как показало исследование, ключевым качеством топ-менеджера сегодня считают высокий уровень технической компетентности, а конкретно — знание специальных программ и приложений, необходимых для работы (так ответили 91,9% респондентов). 48,6% опрошенных отметили, что руководителю необходимы компетенции по информационной безопасности, 43,2% — опыт взаимодействия с госорганами онлайн (получение услуг, предоставление отчетности и т.п.).
Для большинства компаний наименее важными критериями стали использование цифровых устройств, навыки работы в фото- и видеоредакторах (18,9%), навыки покупки, продажи, продвижения товаров и услуг в интернете (13,5%), а также работы в социальных сетях (5,4%).
Цифровую грамотность пока не оценивают
Несмотря на то что требования к цифровой грамотности в компаниях растут и, очевидно, в ближайшем будущем этому вопросу будет придаваться все большее значение, системную оценку по этому критерию проводят редко и это еще не стало общей практикой.
В большинстве опрошенных компаний (75,7%) не проводят оценку цифровой и компьютерной грамотности кандидатов на руководящие позиции. Только 5,5% опрошенных подтвердили планы, что будут внедрять такие инструменты в дальнейшем.
Это в целом можно назвать существенным ограничением, поскольку объективные тесты могли бы более точно показать, каких конкретно цифровых знаний недостает конкретному руководителю.
Главный инструмент оценки в 100% опрошенных компаний — внутренняя оценка с помощью собственных инструментов. Только 2% используют также оценку с привлечением внешних экспертов.
Но динамика развития технологий такова, что объективно «вчерашних» цифровых навыков сегодня или завтра может стать недостаточно. Минимальный уровень важно поддерживать или самостоятельно, или внутри организации.
В России достаточно высокий процент компаний, которые проводят комплексное обучение руководящего состава через внутреннее офлайн- и онлайн-обучение. Полностью отсутствуют программы обучения только у 27% компаний.
Основные методы, которые используют при обучении руководителей:
- внутреннее онлайн-обучение (77,8%),
- внешнее онлайн-обучение (55,6%),
- внутреннее офлайн-обучение (51,9%).
Реже всего сегодня используется внешнее офлайн-обучение (37%).
Образ руководителя меняется
Современный руководитель должен совмещать в себе все больше функций: это и политик, и продавец, и внутренний предприниматель. С недавнего времени появилась необходимость, чтобы он становился еще немного ИТ-специалистом.
Сегодня бизнес вкладывает огромные средства в диджитал-трансформацию, и очевидно, что инвестиции в цифровую грамотность сотрудников также должны стать неотъемлемой частью этого процесса.
*
Наша компания провела исследование, посвященное современным требованиям к цифровой грамотности среди топ-менеджеров, а также основным практикам обучения. Участие в исследовании приняли HR-специалисты ведущих российских промышленных, ИТ, финансовых, торговых и других компаний. ЗАЧЕМ СЕЙЧАС НУЖЕН HR-СПЕЦИАЛИСТ В ШТАТЕ
Эксперты рекрутинговой компании Cornerstone считают, что HR-специалист нужен сейчас как никогда. Антикризисную роль для бизнеса способен сыграть только HR-специалист.
- Разработка антикризисной стратегии в отношении персонала. Если у компании есть грамотный HR-специалист, то он найдет решение проблемы и разработает стратегию по выходу из кадрового кризиса.
- Переговоры с сотрудниками. Грамотно преподносить плохие новости – нужно уметь. Хороший специалист возьмет на себя эту роль и сможет донести информацию конструктивно и объективно: объяснить ситуацию и предложить выход.
- Забота о репутации HR-бренда. Если сокращение сотрудников неизбежно, грамотный специалист сможет смягчить процесс увольнения и предотвратить негатив. Иначе бывший сотрудник может создать негативный имидж бренду или слить конфиденциальную информацию.
Полезные данные для бизнеса
- HR-специалисту необходимо анализировать, какие каналы поиска кандидатов более эффективны, и рекомендовать руководству отказаться от лишних трат.
- HR-специалист следит за рынком труда и может определить среднюю зарплату определенного специалиста, его обязанности и бонусы.
- HR-специалисту необходимо собирать данные о текучке в определенных отделах, чтобы найти причину и устранить ее.
- HR-специалисту нужно оценивать объемы задач, чтобы понимать, есть ли потребность в увеличении или сокращении штата.
Развитие бизнеса и качество ваших услуг напрямую зависит от работы команды. Поэтому, безусловно, HR-специалист сейчас в штате необходим. Важно, чтоб руководство компании прислушивалось к нему, руководствуясь только качественной аналитикой, которую вам предоставит профессионал.
Источник: pro.rbc.ru