Вместе с тем, согласно результатам исследования, которое мы провели, работодатели сегодня сталкиваются с трудностями в привлечении кандидатов нужной квалификации: дело в том, что чаще всего в активном поиске находятся не те специалисты, которые требуются рынку.
Кадровая ситуация в автомобильном секторе в значительной степени будет зависеть от того, что ждет бизнес. Пока, как известно, ситуация крайне непростая. Автодилерам просто нечего продавать, топ-менеджеры и собственники говорят о скором закрытии салонов и целых компаний.
В конечном счете судьба каждого дилерского предприятия обусловлена его индивидуальными особенностями (долговая нагрузка, портфель брендов, глубина кредитной базы и т.д.), но общий тренд на оптимизацию численности персонала коснется всех.
Кого коснутся сокращения Позитивные моменты все же есть — абсолютное большинство компаний, принявших участие в опросе, заявили, что не планируют отказываться от подбора персонала в 2022 году. Поэтому возможности трудоустройства на рынке останутся.
Кроме того, 25% компаний заявили о том, что в их организациях ситуация остается стабильной, а потому увольнения не планируются.
Здесь важно отметить, что ровно четверть российского авторынка сегодня прочно удерживают корейские бренды. Причем, по данным «АВТОСТАТа», от месяца к месяцу им даже удается понемногу увеличивать рыночную долю. Если в январе-феврале на них приходилось 23-24% рынка, то в мае-июне уже 25-26%.
Четверть компаний сообщили, что планируют сокращать до 5% персонала. Еще столько же намерены оптимизировать штат на 10%.
Ожидаются и более серьезные кадровые изменения: порядка 12% организаций отметили, что думают о сокращении 30% персонала, еще столько же – могут оптимизировать половину штата.
Кто особенно в группе риска В первую очередь, до конца 2022 года существенные сокращения ожидают такие категории, как бэк-офисные сотрудники, – 26% персонала этого уровня могут остаться без работы. Речь идет о работниках внутренних отделов организаций, которые не взаимодействуют с клиентами и отвечают за техническую составляющую работы.
HR-персонал в автоотрасли может быть сокращен на 21%, еще на 18% – производственный линейный персонал.
Кадровые изменения коснутся как линейного персонала (компании готовы сократить от 10% до 30% таких сотрудников), так и руководителей среднего звена и топ-менеджеров компаний. По данным опроса, под угрозой увольнения могут отказаться до 40% и до 10% руководящих сотрудников соответственно.
Если говорить о конкретных подразделениях по направлению деятельности, то в группе риска – отделы продаж и сервиса.
Так, по 25% компаний сообщили, что планируют сократить до 50% штата таких специалистов. Остальные организации, впрочем, не так категоричны – намерены полностью сохранить сервисных работников 75% компаний, «продажников» – 38% фирм. Еще 10% респондентов отметили, что могут сократить эту категорию персонала на 10%. По мнению экспертов, продавцам, которые сумеют быстро переориентироваться на рынке труда, будет легче всего найти работу – спрос на эту профессию стабильно высокий.
То же самое касается специалистов отделов запчастей – аналитики считают, что такие работники довольно легко смогут найти место в других сервисных компаниях. Пока же 75% организаций заявили о готовности полностью сохранить штат таких подразделений, по 13% компаний указали, что могут сократить до 10% и до 30% работников этой сферы.
Со сложностями может столкнуться и административный персонал: четверть принявших участие в опросе готовы сократить до 10% таких сотрудников, по 13% компаний – от 30% до 50% работников. При этом 50% фирм заявили, что не планируют сокращать административный персонал.
Часть специалистов автоотрасли остаются востребованными, несмотря на экономическую ситуацию. Согласно исследованию, самая стабильная ситуация у работников бухгалтерии – 88% респондентов не намерены сокращать это подразделение.
"Мягкие" увольнения Большинство работодателей планируют проводить «мягкие» увольнения: так, 60% готовы помочь сокращаемым в поиске новой работы силами HR-отдела, еще по 20% намерены дать сотрудникам дополнительные выплаты и привлечь внешних экспертов, которые помогут в комфортном переходе сотрудника на новое место работы.
Процедура аутплейсмента (освобождение работником своего рабочего места, при которой бывший работодатель максимально способствует благоприятному устройству дальнейшей судьбы своего бывшего сотрудника) включает в себя ряд пунктов:
- определение основных направлений поиска работы;
- консультирование по составлению резюме;
- подготовка к собеседованию;
- консультационная поддержка от эксперта.
Таким образом, в новых реалиях работы у HR-подразделений в автоотрасли может стать больше.
Автор: Ольга Ворошилова, партнер рекрутинговой компании Cornerstone Источник: РБК