Метод Кайдзен и его применение на практике


Кайдзен — одно из ключевых понятий управления, основой которого является непрерывное совершенствование всех производственных процессов.
Это понятие изначально появилось в Японии, означало непрерывное и всестороннее развитие человека, а также касаемое трудового процесса. Кайдзен появился в бизнесе после второй мировой, когда в японских компаниях началось внедрение этой философии с целью повышения эффективности производства.

Основные состовляющие концепции кайдзен

  • Командная работа. Работники должны сотрудничать вместе, чтобы достичь общих целей. Необходимо помочь сотрудникам и компании: это подразумевает взаимообмен информации, повышение квалификации, обучение и выполнение рекомендаций.
  • Личная дисциплина. Один из самых важных элементов, которые обеспечивают успех во всем деле. Самодисциплина - это тайм-менеджмент, который осуществляет контроль за качеством выполненной работы и соблюдение сроков.
  • Моральный дух. Для сотрудников предприятия важно сохранить моральный и активный настрой. Таким образом, руководство замотивирует своих сотрудников на результат и создаст благоприятные условия для эффективной работы и обеспечит всем необходимым.
  • Брейншторм-группы. На предприятии должны быть созданы группы, где будут вовлечены сотрудники разного уровня,чтобы обменяться идеями и скиллами. Именно такой брейншторм позволяет сотрудникам определить новые цели и направления для наилучшего результата.
  • Банк идей по улучшению. Каждый работник предприятия, независимо от должности, имеет возможность вносить предложения, а задачей руководства является рассмотрение этих предложений, какими бы они не казались абсурдными.
Основная идея Кайдзен - бережливое производство, то есть устранить процессы, которые приводят к потерям (перепроизводство, бесполезные механизмы и т.д.), оптимизировать работу каждого работника и ориентироваться на потребности клиента.

5 основных принципов концепции Кайдзен:

  1. Сортировка —Необходимость выявления и сортировки неиспользуемых в работе вещей. В этом случае используется метод маркирования. Если установленные элементы не применяются в работе, необходимо устранить их.
  2. Систематизация — для выполнения требований нужно держать все в порядке. Инструменты всегда должны быть на видном месте и в чистоте.
  3. Содержание в чистоте — все оборудование и рабочее место должны быть в идеальном состояние. В конце рабочего дня очень важно навести порядок, убрать все и разместить инструменты по местам.
  4. Стандартизация — три вышеуказанные концепции должны войти в привычку, поскольку правильная организация рабочего места позволит сотрудникам работать продуктивнее. Руководство должно проводить тренинги по выполнению этих действий.
  5. Совершенствование — поддерживать установленную практику управления рабочего процесса. Необходимо создавать систему контроля за содержанием организованного и стандартизированного рабочего места.
Также существует понятие «Гемба Кайдзен», означает принятие решений на месте рабочего процесса или возникновение проблем и их урегулирования.

Кайдзен на практике

Метод Кайдзен впервые применился в японских компаниях, одной из которых являлась автостроительная компания Toyota. Опыт был положительным, а концепция разлетелась по всему свету. Известная компания Siemens также применила эту концепцию в своем производстве, что дало свои плоды. На сегодняшний день японский метод применяется во многих зарубежных компаниях. Для изучения данной концепции существует институт Кайдзен.

Эта концепция в России не очень распространена, однако некоторые российские компании уже ее внедрили в свое производство, например: КАМАЗ, ГАЗ, «Балтика», «Росатомстрой», «Гидросила», Банк «Союз».

Кайдзен в России может быть более популярен, поскольку он основывается на бережном использовании ресурсов, что было весьма актуально для нашей страны.

На сегодняшний день в условиях потребности в восстановлении экономики актуальность концепции увеличилась. Именно правильное использование ресурса и правильное мотивирование персонала помогут отечественным компаниям сохранить конкурентоспособность в ближайшие годы — даже при самых непростых ситуациях.

В то же время бережная позиция в отношении ресурсов является не просто локальной,а глобальной тенденцией: рациональное потребление сегодня приветствуется во всем мире. И это не только внешние, но и внутренние ресурсы самого человека.

Источник: vc.ru