В кризисные времена многие компании предпочитают нанимать на новые проекты и новые задачи временный персонал, а не брать людей на постоянную работу в штат, так как не знают, что их ждет в ближайшие 2–3 месяца, говорит Екатерина Горохова, гендиректор АЧАЗ и гендиректор Kelly Services. По ее словам, тренды 2020 г. – проектная и гибкая занятость. Даже в самый разгар весеннего карантина спрос на предоставление временного персонала упал лишь на 10%, говорит Горохова. После снятия карантина он быстро восстановился и стал расти.
По данным АЧАЗ, сейчас в крупнейших российских и международных компаниях трудоустроено более 110 000 проектных работников. Лидерами по привлечению проектных работников стали нефтегазовая, химическая, добывающая и перерабатывающая отрасли, энергетика, розничная торговля, фармацевтика, ресторанный и гостиничный бизнес.
По данным HeadHunter.ru, в этом году компании чаще искали на проектные работы монтажников (7,8% от общего числа вакансий для временных работников), сварщиков (6,8%) и тайных покупателей (3%). Средний уровень зарплат работников с проектной занятостью с апреля по август 2020 г. составил 60 000 руб. в месяц против 43 008 руб. у работников с полной занятостью.
«Ведомости» выясняли, каких работников и с какой целью нанимают сегодня на временные работы российские компании.
Нехватка кадров
Весной во время карантина компании нанимали на временную работу только курьеров и работников складских комплексов, которые занимались формированием заказов, разгрузкой и загрузкой товара, вспоминает Наталья Щербакова, директор по продажам и маркетингу кадровой компании «Анкор». Работодатели не стали увольнять взятый ранее временный персонал, а лишь заморозили начатые проекты, поясняет Горохова. По ее словам, летом, как только проекты разморозили, спрос на временный персонал сразу вырос. К тому же летом компаниям традиционно понадобились сезонные работники, поэтому спрос стал расти еще больше и на рынке возник дефицит кадров. На временную занятость, говорит Горохова, компании часто ищут людей массовых профессий (работников складов, промоутеров, мерчандайзеров, специалистов среднего уровня с зарплатой 40 000 руб.). В кризис таких кадров на рынке стало меньше из-за оттока мигрантов, которые часто занимали эти рабочие места, и щедрых пособий по безработице: работники зачастую предпочитают официально не трудоустраиваться, получают пособие и подрабатывают неофициально. Если раньше заказы на временную рабочую силу от компаний получалось закрыть за неделю, то теперь – за 2–3 недели, рассказывает Горохова. Мобильность рабочего персонала из-за снижения желания работников менять работодателя в условиях кризиса уменьшилась, замечает Константин Мирович, гендиректор Adecco Russia.
Опрос работодателей, проведенный HeadHunter.ru по просьбе «Ведомостей», показал, что по сравнению с периодом до начала пандемии число позиций с временной занятостью выросло в 14% компаний.
Большинство временных работников (89%) – стажеры и практиканты, а 67% – специалисты.
Временные белые воротнички
Самая распространенная форма работы временного персонала, по данным HeadHunter.ru, – проектные работы, 56% компаний нанимают временных сотрудников именно для работы в проектах длиною менее года, 44% компаний берут временных сотрудников на сезонные работы, а 11% – для замены ранее сокращенных постоянных штатных работников.
В Unilever и PepsiCo число временных работников во время пандемии не изменилось, говорят представители компаний. В Unilever, по словам представителя компании, на временных контрактах в проектах занято 3% общей численности персонала. Сейчас соискателей, обращающихся в компанию в поисках проектной работы, стало больше, чем до пандемии, замечает представитель Unilever. А в PepsiCo cреди временного персонала компании – сотрудники по работе с клиентами, специалисты и менеджеры, все они заключают с компанией срочные трудовые договоры.
МТС нанимает временных сотрудников – менеджеров по продукту, продуктовых аналитиков, контент-менеджеров – на различные продуктовые направления на этапе подготовки и запуска минимальных жизнеспособных версий продукта (MVP), рассказывает представитель компании. После создания успешных MVP временных сотрудников либо перераспределяют на другие продуктовые направления, либо берут в штат.
По данным АЧАЗ, в 2019 г. 76% трудоустроенных проектных работников составляли белые воротнички: офисные работники, служащие, менеджеры, инженерно-технический персонал.
По данным HeadHunter.ru, 44% работодателей платят временным сотрудникам меньше, чем постоянным. По наблюдениям Натальи Рожковой, руководителя проектов индустриального аутсорсинга ManpowerGroup Russia & CIS, многие компании не индексировали зарплаты работников в кризис, но зарплатные ожидания самих временных работников выросли в среднем на 10%.
В пандемию многие компании начали брать временных сотрудников даже на руководящие позиции – например, в отделы маркетинга и IT, говорит Феликс Кугел, управляющий директор кадровой компании Unity. По его словам, с временными сотрудниками на руководящих позициях заключают срочные трудовые договоры или гражданско-правовые договоры. Это выгоднее, чем брать сотрудника в штат, тем более что в кризис компании много экспериментируют: запускают новые проекты с привлечением временных руководителей и быстро эти проекты сворачивают, если результаты оказались плохими или пришлось оптимизировать расходы. В случае неудачи договор с временным руководителем расторгнуть проще, чем увольнять штатного начальника с выплатой солидных компенсаций, замечает эксперт. Сейчас участие во временных проектах упоминается в 10% резюме топ-менеджеров, которые активно ищут работу, говорит Ольга Ворошилова, партнер хедхантинговой компании Cornerstone. По ее словам, сейчас топ-менеджеру легче найти проектную работу, чем постоянную, так как многие работодатели ищут именно таких руководителей.
В этом году выросла потребность компаний во временных работниках и в сфере IT, говорит Кугел. В апреле компании решали технические вопросы при переходе на дистанционный формат работы, теперь нанимают IT-специалистов для поддержания и совершенствования созданной инфраструктуры.
Проектная работа сейчас фокусируется на взаимодействии с существующими клиентами, на борьбе за новых, на оптимизации затрат, на цифровизации бизнес-процессов и внедрении IT-технологий, объясняет Владислав Быханов, партнер Cornerstone.
Розница берет чужих
Розничная сеть «Магнит» в пандемию нанимала временных сотрудников в основном в сезонные всплески и в предпраздничные дни, рассказал представитель сети. По его словам, временные работники компании нужны, чтобы сохранить уровень сервиса в рознице и логистике, обеспечить покупателей необходимой продукцией во всех регионах присутствия «Магнита», оперативно адаптировать и синхронизировать все процессы под меняющийся клиентский спрос. Но этой весной «Магнит» помимо привычного набора сезонных работников трудоустраивал еще и сотрудников сторонних компаний, которые очень пострадали во время ограничительных мер, партнерами сети стали 20 компаний, среди них – ресторанные сети, розничные сети по продаже непродовольственных товаров и аэропорты, пояснил представитель «Магнита». После частичного снятия ограничений эти сотрудники вернулись к прежним работодателям.
Онлайн-ритейлер Ozon традиционно привлекал временных сотрудников из партнерских компаний и служб в высокий сезон к работе в логистических центрах, рассказывает Артем Афанасьев, вице-президент по правовым вопросам и взаимодействию с органами власти Ozon. По его словам, в пандемию Ozon предоставил около 1000 рабочих мест самозанятым партнерам, которые временно остались без заработка из-за закрытия офлайновых магазинов.
В супермаркетах «Перекресток» число временных работников в пандемию увеличилось незначительно – в основном за счет трудоустройства тех, кто лишился работы в пострадавших секторах, говорит представитель X5 Retail Group. По его словам, в качестве альтернативы временному персоналу розничная сеть создала внутри компании мобильные бригады – группы сотрудников, которые в любой момент могут выйти в те магазины, где нужна дополнительная рабочая сила из-за массового ухода работников в летние отпуска или роста числа покупателей.
Летом этого года рекрутеры наблюдали большой отток временных трудовых ресурсов из производства в розницу, говорит Мирович. В ритейле спрос на продавцов-консультантов и мерчандайзеров с июля по сентябрь вырос в 7 раз – в первую очередь в торговле одеждой и электроприборами, рассказывает Кугел. По его мнению, это произошло потому, что розничные компании боятся повторения весеннего сценария, стараются наверстать упущенное и активно сбывают продукцию.
Источник: Ведомости