Портрет руководителя, который востребован на рынке труда в 2021 году и в ближайшие годы, обязательно включает цифровую грамотность. Ольга Ворошилова, партнер Cornerstone, рассказала, чего бизнес ждет от кандидатов на топовые позиции
Диджитализация экономики и появление гибридных форматов работы в непростых условиях 2020 года, заставили многие крупные компании уделять более серьезное внимание "прокачке" различных навыков руководителей. В том числе навыкам, связанным с современными технологиями и управлением проектами в цифровой среде.
Наша компания провела исследование, посвященное современным требованиям к цифровой грамотности среди топ-менеджеров, а также основным практикам обучения. Участие в исследовании приняли HR-специалисты ведущих российских промышленных, ИТ, финансовых, торговых и других компаний.
Ключевая компетенция современного топа Для профессионального и карьерного роста сегодня уже недостаточно простого умения пользоваться компьютером. В промышленности, финансовой отрасли, FMCG - по всему спектру отраслей мы наблюдаем рост спроса на руководителей различных уровней и направлений, в первую очередь, числе с техническим и математическим образованием или digital-экспертизой.
По сути дела, цифровая грамотность сегодня определяет тот портрет руководителя, который будет востребованным в 2021 году и последующие годы. Значимость этого навыка за 2020 год повысилась для 48,6% компаний во всех отраслях экономики. Незначительно, но все же изменение, отметили 32,4% респондентов, и лишь 18,9% - отсутствие изменений.
Сегодня цифровая экспертиза стала актуальной не только для ИТ, но и для сфер финансов и бухгалтерии (86,5%), кадров (64,9%), производства (64,9%), продаж (43,2%) и даже административного аппарата (37,8%).
Возраст все менее важен Не важно сколько лет руководителю, и какую должность он занимает. Быть технически грамотным и открытым к изменениям в цифровом мире не просто желательно, а необходимо, чтобы иметь преимущество на рынке труда. Это позволит практически в любом возрасте достигать успеха не только в профессиональной, но и в любых сферах жизни, не опасаясь потерять работу в условиях цифровизации.
Больше 40% опрошенных компаний считает, что техническая грамотность не зависит от возраста. Это достаточно высокий показатель в целом по рынку. В компаниях высокотехнологичного сектора, а также финансовых и УК при этом превалирует мнение, что чем моложе руководитель, тем уровень технических знаний выше.
Социальных сетей уже недостаточно Как показало исследование, ключевым качеством топ-менеджера сегодня считают высокий уровень технической компетентности. А конкретно - знание специальных программ и приложений, необходимых для работы (так ответили 91,9% респондентов). 48,6% опрошенных отметили, что руководителю необходимы компетенции по информационной безопасности, 43,2% - опыт взаимодействия с госорганами онлайн (получение услуг, предоставление отчетности и т.п).
Для большинства компаний наименее важными критериями стали использование цифровых устройств, навыки работы в фото-видео редакторах (18,9%), покупки, продажи продвижениях товаров и услуг в интернете (13,5%) и также работы в социальных сетях (5,4%).
Цифровую грамотность пока не оценивают Несмотря на то, что требования к цифровой грамотности в компаниях растут, и очевидно, в ближайшем будущем этому вопросу будет придаваться все большее значение, системная оценку по этому критерию проводят редко и это еще не стало общей практикой.
В большинстве в опрошенных компаний (75,7%) не проводят оценку цифровой и компьютерной грамотности кандидатов на руководящие позиции. Только 5,5% опрошенных подтвердили планы, что будут внедрять такие инструменты в дальнейшем.
Это в целом можно назвать существенным ограничением, поскольку объективные тесты могли бы более точно показать, каких конкретно цифровых знаний недостает конкретному руководителю.
Главный инструмент оценки в 100% опрошенных компаний - внутренняя оценка с помощью собственных инструментов. Только 2% используют также оценку с привлечением внешних экспертов.
Но динамика развития технологий такова, что объективно "вчерашних" цифровых навыков сегодня или завтра может стать недостаточно. Минимальный уровень важно поддерживать или самостоятельно или внутри организации.
В России достаточно высокий процент компаний, который проводит комплексное обучение руководящего состава, через внутреннее оффлайн и онлайн-обучение. Полностью отсутствует программы обучения только у 27% компаний.
Основные методы, которые используют при обучении руководителей:
- внутреннее онлайн-обучение (77,8%),
- внешнее онлайн-обучение (55,6%),
- внутреннее оффлайн обучение (51,9%).
Реже всего сегодня используется внешнее оффлайн-обучение (37%).
Образ руководителя меняется Современный руководитель должен совмещать в себе все больше функций – это и политик, и продавец, и внутренний предприниматель. С недавнего времени появилась необходимость, чтобы он становился еще немного "ИТ-специалистом".
Сегодня бизнес вкладывает огромные средства в digital-трансформацию, и очевидно, что инвестиции в цифровую грамотность сотрудников также должно стать неотъемлемой частью этого процесса.